Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Служба медиации

Что такое "медиация"?

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

 

Состав службы школьной медиации в БОУ г. Омска «Гимназия № 159» на 2019-2020 уч.г:

  • Поливода Марина Алексеевна - педагог-психолог,
  • Кириченко Вера Ивановна – социальный педагог,
  • Власова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания,
  • Кислова Ирина Петровна - учитель начальных классов.

 

Происходит отбор среди старшеклассников на роль медиаторов в службе школьной медиации посредством проведения с ними бесед, а также с помощью анкетирования.

 

Направления деятельности службы школьной медиации:

 1) проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;

2) разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;

3) предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

4) формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);

5) профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма);

6) профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Правовая основа создания и деятельности службы  школьной медиации:

-Конституция Российской Федерации;

-Гражданский кодекс Российской Федерации;

-Семейный кодекс Российской Федерации;

-Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);

-Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.;

-Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

-Национальная стратегия действий в интересах детей" (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы").

-План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р

-Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденными Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн)

 

Основные принципы медиации:

  1. Добровольность участия для конфликтующих сторон, которая предполагает, что: - вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным (никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине), а медиатор - свободно выбранным (никто не может навязать его кандидатуру); - все решения принимаются только по взаимному согласию сторон; - каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.
  2. Равноправие сторон - им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения
  3. Нейтральности медиатора - в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта.
  4. Конфиденциальность - все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается тайным (исключение - информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена). Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения.
  5. Информированность сторон - медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию.
  6. Независимость служб медиации - служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
  7. Заглаживание вреда обидчиком - в ситуации, в которых есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
  8. Ответственность сторон и медиатора - медиатор отвечает за безопасность участников на встрече. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

 

Основные функции школьной службы примирения:

  1. Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе;
  2. Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов;
  3. Воспитательная (стимулирование развития самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений);
  4. Профилактическая (предотвращение конфликтов)

 

Достижение поставленной цели в рамках метода школьной медиации обеспечивается путем решения следующих основных задач:

1) создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп (включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении);

2) формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса в целях повышения их социальной компетентности (образовательный аспект), а также для решения задач воспитательного характера (для формирования у учащихся конфликтологической культуры, самостоятельности, ответственности, социальной нормативности);

3) повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении